Интервью
Президент Лиги профессионалов восточного танца Елена Рамазанова – самая настоящая звезда, неподдельная, от таланта которой иногда так ярко вспыхивают глаза и пульсирует сердце. Кажется что простая задушевная беседа с таким человеком невозможна. А на самом деле в комнату заходит Большой человек и совершенно по-домашнему предлагает с ней выпить кофе и готова разговаривать о чем угодно, ничего не скрывая, ничего не стыдясь…
- Правда ли то, что корифей российского беллиданса, блистательный хореограф и Президент Лиги профессионалов арабского танца Елена Рамазановане имеет диплома о хореографическом образовании?
- Мне пришлось осваивать танец на практике. Я родилась в Норильске и там закончила 10 классов. С раннего детства я занималась гимнастикой и хореографией в детском коллективе. Была страстная мечта стать актрисой и я играла характерные и танцевальные роли в детском театре. На краевом смотре талантов я получила диплом первой степени и решила ехать поступать в театральный институт. Поначалу все было удачно, и я прошла до третьего тура в театральный институт в Ленинграде. Экзамены у меня принимала актриса Лариса Ивановна Малеванная. Но когда комиссия перед комиссией встали дилемма брать меня или другую девушку, набравшую столько же баллов, то выбрали не меня. Я расстроилась и уехала в Москву, готовиться поступать на следующий год. Что бы получить место в общежитии я поступила в строительное ПТУ. Поступала на следующий год, опять дошла до третьего тура, и опять мне не повезло. Я не могла забросить танцы- я с детства танцевала. Особенной моей любовью были индийские танцы из кинофильмов- я по 20 раз ходила в кинотеатр на каждый индийский фильм, записывала музыку на магнитофон и дома разучивала танцы. Шила сама наряды и выступала везде с индийскими танцами в стиле Болливуда. Отец пристрастил меня к фотографированию и вместо обоев в моей комнате висели портреты индийских звезд.
В Москве я вышла замуж и начала заниматься в коллективе друга моего мужа-Василия Шаврина (брат певицы Екатериной Шавриной и хореограф). Протанцевав в массовке некоторое время у меня сложился коллектив из трех девушек- мы сами придумывали номера, шили костюмы и работали по ночным заведениям-клубам и ресторанам. Так сложилось, что я обладаю уникальной хореографической памятью и моментально схватываю манеру танца и лексику. Это помогало самим ставить совершенно разноплановые номера- от кабаре до фолка.
- Елена, Вы добились очень много в своей профессии: у вас есть свой стиль, великолепная энергетика и кураж. Вы ставите очень сложные и интересные постановки. Но ведь Вы пришли к арабскому танцу не сразу. Как получилось так что вы связали свою жизнь с беллидансом?
- Мой московский коллектив пригласили на контракт в Болгарию, но из за бумажной волокиты пришлось долго ждать разрешения и случайно подвернулся контракт в Каир. Первое впечатление от Египта было слегка пугающим- полное отсуствие цивилизации в моем понимании, грязные улицы Каира, странные люди, но приехав в отель «Рамада» у нас отлегло от сердца. Мы еще не видели таких роскошных пятизвездочных отелей - все было на высочайшем уровне. Наш коллектив пробыл на контракте несколько месяцев- в нашем репертуаре были и народные танцы (цыганские, русские, испанские )и номера с современной хореографией в стиле кабаре.
Следующий наш контракт был в Александрии. В свободное время я ходила смотреть на выступление беллидансерши из Морокко выступавшей вместе с тогда еще начинающим певцом Мустфой Омаром. Меня очень впечатлил беллиданс в ее исполнении и я купила у нее 2 профессиональных костюма за сумашедшие по тем временам деньги. Я стала самостоятельно заниматься и по приезду в Москву устроилась в ресторан «Альшам». Эта авантюра была адекватна героизму студента, за ночь освоившего китайский язык. Арабский танец только на первый взгляд не так сложен – на самом деле постигать его тонкости и ньюансы можно всю жизнь.
Так началась моя карьера танцовщицы беллиданса. Я танцевала в московских ресторанах "Альшам", "Ашар", "1000 и 1 ночь". Некоторое время я еще танцевала с коллективом не только сольные арабские танцы, но и народные. А после того как наш коллектив пригласили в отель « Шепард» в Каире, то вот уже оттуда я уехала на свой первый профессиональный контракт танцевать беллиданс в Арабские Эмираты в отель «Аль-а-Инн Хилтон».
- В интервью многие танцовщицы предпочитают упоминать только о пятизвездочных отелях, как будто работа не в пятизвездах-это клеймо в карьере.
- Я могу сказать о себе. Я много работала и в пятизвездочных клубах при отелях и случалось работать и в обыкновенных клубах. Не место красит человека. Ни один пятизвездный клуб не даст такого опыта как арабский ресторан и клуб куда, приходит простой народ. Работа в трехзвездном клубе (то есть в клубе не при отеле) очень полезна для танцовщицы. Там можно научиться тому, что в России называется "арабизмом". Публика ходит конечно попроще, но и реагирует живее на каждый жест и движение танцовщицы. Там можно приобрести бесценный опыт и навыки работы с залом, который невозможно приобрести работая в пятизвездных заведениях.
- Как в дальнейшем складывалась ваша карьера танцовщицы?
- Я работала во многих заведениях на Пирамид-стрит. У меня был свой оркестр и певец. Я полюбила Египет всей душой и всегда после многочисленных контрактов в Сирии, Ливане, Иордании, Бахрейне, Эмиратах и Омане я возвращалась в Каир. Кроме выступлений в клубах у меня были приглашения работать в качестве манекенщицы на показе мод, я делала fashion-show и как танцующая манекенщица. Много снималась в рекламе, а так же в клипах Хишама Аббаса, Моххамеда Фуада и Варды.
У меня был очень хороший оркестр, не просто группа музыкантов, а мои братья. В Москве мне очень не хватает именно этого. Выступать под окрестр -это особенное удовольствие. Вместе с моим коллективом мы работали на свадьбах в пятизвездочных отелях -Шератоне, Семирамисе, Менахаусе.
- Неужели все было так легко и просто? Ни одной ложки дегтя?
- Прошло уже несколько лет как я покинула Египет и переехала в Россию и все неприятности подзабылись. Но один случай я очень хорошо помню. Меня буквально прямо со сцены полиция забрала в участок и я провела в египетской тюрьме 4 часа. Претензии были к моему наряду, хотя это платье я покупала у Кати Эшты и она в нем много раз выступала в Каире. Хоть я и зашила многие разрезы на платье, но придрались к тому что согласно правилам разрез не должен быть выше колена(на моем платье он был буквально на несколько сантиметров выше). Я не исключаю что таким образом меня хотели устранить, потому что я была достойной конкуренткой. Но кончилось все хорошо, документы на работу у меня были в полном порядке, мой менеджер вызволил меня, а вот платья было жалко. Его не отдали мне обратно и сожгли.
- А смешные эпизоды случались?
- Однажды во время моего выступления я слышу как из зала кричат мое имя- Лиина, Лиина (Лина - это был мой сценический псевдоним). Человек махал руками, выкрикивал мое имя и звал меня. Когда я подошла к нему, то он радостно кинулся ко мне со словами: "Лина, это же Я! Я! Повар из Альшама!". Он был просто несказанно рад встретить меня в Каире.
Вспоминается еще один забавный случай. Как то раз я работаю в ночном клубе, а клиентов почти нет. В смысле есть, но один уже буквально растаял от жары и алкоголя как свечка, а у другого на столе стоит только минералка и, судя по непритязательным джинсам, он не богат. По правилам я должна работать пока не придет следующий артист и не сменит меня, но так как он задерживался, то я уже работала 2 часа вместо 45 минут. Я была смертельно уставшей и поэтому дала знак оркестру выходить на коду. И вдруг на меня посыпался дождь из крупных купюр-больше трех тысяч фунтов. Оказывается клиент ждал конца программы, что бы поблагодарить. Оркестр и я воодушевились и продолжили выступать для него.
- Что же послужило причиной возвращения в Россию? Ведь некоторые ваши коллеги живут и работают за рубежом.
- Так получилось что в 2002 году после очередного контракта у меня на руках была значительная сумма денег и я решила что пора иметь свой дом для моих детей. Я очень люблю Египет, но будущего для своих детей в этой стране я не видела. Мне хотелось что бы они ходили в русскую школу, что бы имели возможность общаться со своей бабушкой и родными людьми. Не скажу что так просто далось это решение, но я рада что я вернулась в Москву. Было трудно привыкать к новой жизни и поначалу я оказалась невостребованной - слишком уж был специфичен мой египетский стиль. Хочу поблагодарить Марию Самохоткину, которая в тот момент нашла меня и стала брать уроки и помогла адаптироваться в новой обстановке. Жизнь вошла в свои берега, я нашла новых друзей и единомышленников, Наталья Кузьмина сподвигла меня на создание Лиги профессионалов восточного танца, я "родила" при помощи моих коллег "Волшебную лампу", теперь у меня есть своя школа, а в октябре уже второй раз Лига будет проводить конкурс профессионалов беллиданса. В планах Лиги: проведение рейтинговых конкурсов по всей России. Российский беллиданс сейчас на подьеме: победа Ирины Поповой в Берлине на фестивале восточного танца, победа Сони Саркисян на фестивале Амани в Ливане. Приглашение от Ракии Хассан для меня и Айды Хассан на свой фестиваль в качестве педагогов - это тоже признание высокого уровня развития беллиданса в России.
Интервью для сайта
http://www.bellydance-profi.ru