Краткое введение в средневосточную музыку Сокращенный перевод аналогичной статьи на сайте "Art of Middle Eastern Dance by Shira" Средне-восточная музыка может быть разделена на следующие категории: классическая музыка, народная музыка, современная музыка, и поп-музыка. Классификация, как вы видите, не очень отличается от западной музыки. Термин "традиционная музыка " может относиться к любой народной музыке, современной музыке или классической музыке.
Классическая Музыка
Классическая музыка, - главным образом, это музыка с таким уровнем музыкальности и запутанности, которая может звучать в унисон с душой истинного любителя музыки. Самая известная арабская классическая музыка - вероятно, песня Lamma Bada Yata Thanna, очаровательный пример музыки, написанной в samai ритме 10/8. Происхождение этого ритма может быть прослежено к десятому столетию, и это узнаваемая часть музыки в арабском мире и сегодня. Несколько современных музыкантов, включая Братьев Балади (Brothers Of The Baladi), Джона Билезикджяна (John Bilezikjian) и Реда Дарвиш (Reda Darwish) предлагают их собственную версию этой песни на кассетах и компакт-дисках.
Народная музыка
Народная музыка относится к музыке, которая сопровождала ежедневный быт людей, живущих в сельской области. Она игралась на традиционных инструментах, сделанных из материалов, доступных в деревне, и вообще имела простую мелодию, которую могли петь обычные люди с обычными голосами. Часто никто наверняка не знает, кто автор данной народной песни.
Современная Музыка
Современная музыка была создана индустрией звукозаписи и кинопроизводства. Музыка из популярного египетского кино это яркий пример современной музыки. Вообще, для современной музыки всегда можно узнать, кто были композитор и лирик, и часто такая музыка связана с именем артиста, который сделал ее популярной. Фарид Аль Атраш (Farid Al Atrache) был примером композитора, певца и актера, который популяризировал многие из арабских современных хитов, которые остаются популярными и сегодня - это иты типа Habena, Toutah, Me Alli We Oltelu. Мохаммед Абдел Вахаб (Mohammed Abdel Wahab) переложил много популярных песен, например, Cleopatra и Inte Omri. Полностью переоранжированные песни, специально подготовленные для известных танцовщиц танца живота типа Nagwa Fouad, чтобы сопровождать их шоу в каирских ночных клубах, тоже попадают в эту категорию.
Современная музыка часто предназначена для профессиональных музыкантов, и поэтому обычно имеет много музыкальных сложностей, которые не появляются в народной музыке. В египетской современной музыке хорошо прижилась идея большого оркестра, позаимствованная из западной музыки, и на нее был наложен уникальный египетский стиль.
Наиболее известной египетской вокалисткой была Ум Кальсум (Oum Kalthoum). Ее песни, сопровождаемые этими оркестрами, были длиной более часа. Эти песни, обычно открываемые лирической инструментальной увертюрой, перетекали в вокальную секцию, далее чередовались дополнительные инструментальные и вокальные секции. Вот некоторые из многих песен, которые сделали Ум Кальсум известной: Inte Omri, Ana Fi Inte Zahark, Alf Leila Wa Leila, Leilet Hob, Lissah Faker и Huwwa Sahih el-Hawa Ghallab.
Поп-музыка
Поп-музыка - недавнее ответвление современной музыки, созданной, чтобы обратиться напрямую к более молодому поколению. В Египте истинный подъем поп-музыки, которая называется "al jeel" (музыка поколения), начался в 1980-ых. Самые известные, много записывающие арабские артисты, чьи работы могут быть отнесены к поп-музыке - Амр Диаб (Amr Diab) (поющий Habibi Ya Nour El Ain), Hanan, Alabina, и Ehab Tawfeek. Некоторые из этих песен демонстрируют определенное западное влияние, особенно испанское.
Страна Происхождения
Средне-восточная музыка может также категоризироваться страной происхождения на арабскую, турецкую, и персидскую музыку.
Турецкий
Karsilama (9/8) ритм, является турецким по происхождению, но может также быть найден в музыке некоторых стран, которые были побеждены Османской империей типа Греции и Армении. На karsilama может быть основан очень захватывающий, драматический финал для выступления танцовщицы танца живота.
Конечно, не вся турецкая музыка использует ритм 9/8, так же как не вся австрийская музыка использует ритм вальса 3/4.
Другие Ритмы
Samai (10/8), masmoudi Saghir (8/4), maqsoum (часто называемый "beledi" в Соединенных Штатах), saidi, и некоторые другие ритмы обычно связаны с арабской музыкой. Персидская музыка обычно характеризуется ритмом 6/8.
Структура Средней Восточной Музыки
Структура, описанная здесь, применима большей частью к фольклорной музыке, потому что более современные работы могут включать западное влияние.
Ключ против maqam
Самое главное различие между западной музыкой и средне-восточной музыкой - то, что Западная музыка основана на определенной тональности (ключе), в то время как восточная музыка основана на maqam. По словам музыканта Мими Спенсера из Сан-Франциско, maqam - "нечто большее, чем тональность, нечто меньшее, чем мелодия".
В типичной западной музыке в октаве есть 12 возможных нот, основные и полутона. Но только 7 из этих нот обычно используются в данной песне. 7 нот, являющихся основой для данной песни определяют тональность, и есть некоторые определенные правила, относительно которых эти 7 нот могут использоваться. Например, типичная западная песня в ключе Ре Мажор будет использовать только ноты Ре, Ми, Фа диез, Соль, Ля, Си, и До диез. Тональность также определяет некоторые отношения между звуками для определения нот, из которых будут состоять аккорды, которые в свою очередь служат основными блоками для данной песни.
В арабской и турецкой музыке maqam использует только отобранные ноты из полного диапазона возможных доступных нот, в этом отношении это напоминает западный ключ. Но maqam оказывает определенное влияние на окончательный результат. Обязательны отходы от мелодии, основанные на некоторых нотах данной тональности и некоторой тенденции движения. Так что песня, написанная в некотором maqam не должна использовать только специфические ноты в этом maqam, но она должна также включить отходы от основной мелодии для этого maqam в линии мелодии песни.
Полутона и четвертьтона
В западной музыке музыкальные ноты - обособленные полутона. Например, на стандартном западном фортепьяно или клавесине, каждая белая и черная клавиша представляют одну из 12 возможных нот, которые могут использоваться в западной музыке, и каждая - на полтона выше, чем клавиша, смежная с ней слева.
Однако, многие (не все, конечно) средне-восточные песни используют четверти тона. Это звук, который существует на полпути между двумя смежными клавишами на западном фортепьяно. Так, вместо наличия 12 возможных нот, используемых для основания тональности, восточная музыка имеет вдвое больше возможных нот, чтобы использовать их в написании maqam. Было бы невозможно играть средне-восточную песню, которая использует четвертьтона на многих стандартных западных инструментах типа фортепьяно, труб и саксофонов, потому что некоторые ноты просто не имели бы соответствующих клавиш, или комбинаций пальцев - они должны попадать между двумя смежными нотами. (Возможно, конечно, настроить некоторые западные инструменты, чтобы играть музыку с четвертьтонами, но на стандартно настроенном инструменте сыграть ее нельзя)
Аккорды
Западная музыка широко использует аккорды, которые построены из нот согласно некоторым правилам в той тональности, в которой написана песня. Классическая музыка из Европы опирается на аккорды. Типичная песня, предназначенная для хора, часто помещает сопрано, альт, тенора, и бас каждого на различной ноте аккорда.
Традиционная средне-восточная музыка не использует аккорды - если инструментов много, тогда обычно один инструмент будет вести основную мелодию, в то время как другие будут вести отходы от мелодии или усложнения ритма. Например, в то время как один инструмент держит ноту основной линии мелодии, другой можеть дать небольшую трель. Концепция усложнения ритма также существует и в Западной музыке - представьте тубу, играющую "oom-pah", в то время как труба играет линию мелодии. С другой стороны, различные инструменты в разное время могут нести основную мелодию. Или, один инструмент будет играть мелодию, в то время как остальные импровизируют. Эта общая концепция должна быть знакома западным музыкантам, имеющим опыт игры в ансамбле, потому что в оркестре и джазе часто используются те же самые методы.
Но главное - то, что традиционная средне-восточная музыка не использует аккорды, хотя более современная музыка под влиянием западной музыки вполне может делать это.
Теперь, узнав эти основные структурные различия между средне-восточной и западной музыкой, становится неудивительно, что многие девушки, начинающие заниматься танцем живота, имеют проблемы с тем, чтобы услышать, как идет музыка, и танцевать соответственно музыке. Изучение восточного танца состоит не только в том, чтобы изучить, как связать движения бедер, волны и движения рук - оно также включает тренировку уха, чтобы слышать и впитывать новые музыкальные ритмы, странные ноты, и целый набор мелодий, которые являются совершенно чуждыми.
взято с сайта:
http://www.bellydance.ru/music/shira.shtml